Вторсырьё в дело: что ждёт деревообработку в 2025 году?
30.10.2024
Вторсырьё становится приоритетом

Использование древесных отходов давно стало неотъемлемой частью производства в ЛПК. Сегодня древесные плиты, фанера, пеллеты, бумага и картон активно изготавливаются с использованием вторичного сырья. Однако новые правила обязуют лесопромышленные предприятия увеличить долю переработки отходов.  

Правительство утвердило перечень видов продукции, при производстве которой теперь необходимо использовать не менее 95% вторичного сырья (щепы, опилок, стружки). В перечень вошли:  

- древесная мука,  
- топливные пеллеты и брикеты,  
- древесно-стружечные плиты.  

Инициатива направлена на минимизацию использования круглого леса для «побочной» продукции. Например, ещё 10 лет назад пеллетные заводы в Ленинградской области производили древесные гранулы из балансовой древесины, отправляя большую часть продукции на экспорт в западные страны. Сегодня из-за санкций подобные схемы недоступны.  

Кроме того, перечень видов продукции, для которой требуется переработка сырья, будет ежегодно пересматриваться с учётом предложений профильных ведомств.  

Пеллеты: трудности сбыта

Одной из наиболее зависимых от нововведений отраслей стали производители пеллет и брикетов. Хотя переработка вторсырья всегда была основой их работы, теперь объёмы его использования придётся ещё больше увеличивать.  

Однако главный вопрос — куда сбывать продукцию? Ранее ключевыми рынками сбыта для пеллет были страны Европы, однако санкции переориентировали поставки на внутренний рынок. При этом экспорт частично продолжается в страны Восточной Азии, такие как Южная Корея. Но высокие затраты на логистику делают поставки нерентабельными.  

Например, в Южной Корее тонна пеллет стоит около 110 долларов, но транспортировка обходится в 120–125 долларов за тонну. Из-за этого склады производителей забиты отходами лесопиления, что может привести к экологическим проблемам и прокурорским проверкам.

Поиск решений

Эксперты считают, что решить проблему можно за счёт адресной поддержки отрасли. Среди ключевых предложений — введение субсидий на транспортировку пеллет на экспорт, а также увеличение внутреннего спроса. Например, строительство новых объектов коммунальной энергетики или модернизация старых систем отопления могли бы стимулировать потребление биотоплива внутри страны.  

К концу 2024 года рынок пеллет начал понемногу стабилизироваться, но для достижения устойчивого роста потребуется введение дополнительных мер поддержки.